На пропускном пункте белорусско-польской границы близ Гродно —
длиннющая очередь. Здесь собрались в основном челноки, которым надо
попасть в Польшу, чтобы продать там белорусские товары. Скоро все они
могут остаться без работы — в пятницу Александр Лукашенко заявил, что в случае «экономической катастрофы» в стране он может закрыть границы, пишут «Московские новости».
«Начиналось все банально: нужны были деньги на
покупку машины, а валюты не купить. Вот и стал вывозить все, что можно
вывозить, — лишь бы какую-то валюту получить», — рассказывает
корреспонденту «МН» 35-летний Игорь. Совсем недавно он работал
водителем троллейбуса, но после неофициальной девальвации, т.е. когда
доллар пропал из обменников, уволился, ушел в челночный бизнес и стал
ездить в Польшу.
42-летняя Анастасия, наоборот, челнок с
большим стажем. Она «возила сигареты в Польшу еще с детства», и если у
нее «отобрать этот хлеб», она не знает, чем заниматься. «У меня же ни
специальности, ни опыта работы, ни связей в местном горисполкоме, чтобы
кто-то куда-то мог меня пристроить. А детей кормить надо», —
рассказывает она.
На противоположной стороне границы, в Польше, тоже
очередь, примерно пятикилометровая. В ней порядка 500 автомобилей, около
80% из них с транзитными номерами. Это «гонщики» пытаются ввезти в
страну как можно больше автомобилей до 1 июля, когда пошлины на
импортные автомобили здесь сравняются с российскими. «На работе сегодня
можно зарабатывать $200 — это самое большое, — говорит водитель
трехлетней Audi Allroad, недавний выпускник экономического факультета
Вадим. — Я уже ввожу в страну одиннадцатый автомобиль с начала года.
Отдаю перекупщикам, а те их уже «сплавляют» в Россию. На каждой чистыми
получается порядка $2 тыс. Вот тебе и арифметика!»
Всех этих людей недавние заявления Александра
Лукашенко относительно возможного перекрытия импорта очень встревожили. К
тому, чтобы сделать свою страну полностью закрытой от мира, диктатора
подталкивает экономическая обстановка: в январе-мае 2011 года
отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси выросло до $2,8 млрд. «Мы
вас и оденем, и накормим за белорусские рубли», — заявил Лукашенко на
пресс-конференции.
Россию, на долю которой приходится 51% белорусского
импорта, слова Лукашенко тоже обеспокоили. Замминистра экономического
развития России Андрей Слепнев заявил, что в случае перекрытия
импорта Кремль может оставить Лукашенко без кредита ЕврАзЭС, о котором
уже вроде бы есть договоренность. Правда, глава Минфина Алексей Кудрин уточнил, что запрет импорта Беларусью «в данном случае не попадает под условия кредита».
Стоящие же в очереди на границе люди готовятся к
худшему. «Это начало конца, — объясняет корреспонденту «МН» 52-летний
челнок на стареньком Volkswagen Passat, отказавшийся называть свое имя. —
Сначала официальный импорт перекроют, затем запретят людям за границу
выезжать, а потом мы станем Северной Кореей и будем дохнуть с голоду».
«Наш президент же не раз говорил, что он коммунист. А как при коммунизме
люди за рубеж ездили? Лукашенко же невыездной. Вот и нас такими
сделают», — подхватывает седовласый, но еще далекий от пенсионного
возраста «гонщик», гнавший из Германии маленькую Toyota Yaris для
дочери.
Большинство из этих людей, как они сами признаются,
«простаивают жизнь в очередях». Для многих из них играть на разнице в
ценах на товары в Беларуси и Польше — единственный способ существования.
За сутки они три-четыре раза могут пересечь белорусско-польскую или
белорусско-литовскую границу. Из Беларуси они вывозят спирт, сигареты,
топливо, а с недавнего времени и сахар с крупами. Большинство челноков
очень редко пробирается в глубь Евросоюза дальше чем на 3–5 км. Им нужно
быстро разгрузиться и тут же стать в очередь на пункте пропуска, чтобы
попасть домой с новым грузом, приобретенным у «партнеров», — дешевыми
ноутбуками, фотокамерами, мобильными телефонами, фруктами и овощами,
одеждой, обувью, автомобильными запчастями.
Если возить только разрешенные товары и только в
дозволенных количествах, за одну ходку можно заработать около $50.
Белорусские челноки, по их собственному признанию, привыкли за сутки
зарабатывать около 100 у.е. Те же, кто занимается контрабандой, могут
зарабатывать и до тысячи долларов в день. Они покупают дорогущие джипы
вроде BMW X5, Audi Q7, Volkswagen Touareg и другие и загоняют их
«специалистам», которые за $5–8 тыс. «готовят» машину к рейсам:
наваривают дополнительные скрытые баки, вынимают электронику, чтобы
создать ниши, куда можно прятать контрабандные товары. После того как
Лукашенко запретил челнокам ездить с полными баками за рубеж чаще одного
раза в пять дней, традиционных «бензовозов» становится все меньше, а
челноков на джипах — все больше: на перевозке дозволенного сегодня
особенно не заработаешь.
О возможных протестах в очереди говорят неохотно,
но, по словам собравшихся, пикетировать таможенные пункты пропуска готов
почти каждый. «Он обещал «шарахнуть», если будем протестовать, — почти
шепчет, осторожно озираясь по сторонам, 41-летний Владимир,
который занимается этим бизнесом уже больше десяти лет. — Но мы же тоже
люди, а не звери. И тоже можем «шарахнуть». Тут настроение такое: если
нам надавят на горло, мы терпеть не будем».
|